Все новости

Начата подготовка к хакасскому национальному празднику "Тун Пайрам"

Начата подготовка к хакасскому национальному празднику "Тун Пайрам"

25 мая 2016

Напоминаем что, с 01 по 02 июля 2016 года в 75 км по Аскизскому тракту от Абакана на "Сагайской поляне" пройдет хакасский национальный праздник "Тун Пайрам".

2-0.00_tun_payram_2013_1

Организаторы праздника - Министерство спорта Республики Хакасия и администрация Аскизского района.

Традиционно одна из самых посещаемых – спортивная площадка. Здесь в течение дня будут проходить соревнования по национальным видам спорта: борьба «Кӱрес», стрельба из лука, поднятие камня и др.

Справочно

Слово «тун» в переводе с хакасского означает не просто первый, а первородный, а «айран» - это кислый напиток, приготавливаемый из перебродившего коровьего молока. Т.е дословно Тун Пайрам (Тун Айран) – первородный праздник, был связан с почитанием скотоводства и проводился в начале лета, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья. Из айрана перегоняли первую араку (водку).

 В определенный день жители нескольких хакасских аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски изых) и разводили большой костер. Почтенный старец (аган) вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. По древней традиции, конь — хранитель благополучия скота — обмывался молоком, окуривался богородской травой (ирбен). К хвосту и гриве привязали ленточки красного и белого цветов, и коня отпустили на волю, сняв с него уздечку.

 Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки (чарыс), стрельба из лука, традиционная борьба (курес), поднятие камня (хапчан тас). На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах... Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха (импровизированной песни). Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.

 Древние хакасы четко представляли свое место в системе мироздания и почитали истинных хозяев земли – СИЛИ ПРИРОДЫ! Экологическое сознание, ставшее откровением минувшего столетия, было заложено в традиционную культуру жителей Хакасии десятки веков назад. Нам есть чему поучиться у древнего хакасского народа и наша задача сохранять и уважать традиции этого народа!!!

Другие новости